Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [17]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Суббота, 18.05.2024, 14:36ГлавнаяРегистрацияВход
    МДОУ детский сад с. Колосково Валуйского района
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Удивительные приключения шахматной доски
    30.01.2017, 19:36
    Занятие 1 Шахматная доска
    Чтение-инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение-инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".
    НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ воспитателя
    Шахматная доска – игровое поле - квадратной формы, разбитое на 64 равные по размеру клетки (квадраты; по 8 с каждой стороны), окрашенные попеременно в светлый и темный цвета.
    Белые поля – светлые клетки шахматной доски.
    Черные поля – темные клетки шахматной доски.
    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ
    Начиная шахматные занятия с детьми, не упустите три обстоятельства. Во-первых, занятия должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. "Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения", – указывал К.Ушинский. Во-вторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. А в-третьих, особенно на первых порах не забудьте... сказку. Ведь еще В.Сухомлинский отмечал: "Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений... Мои воспитанники не овладели бы навыками отвлеченного мышления, если бы в их духовной жизни сказка не стала целым периодом... Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценизация".
    Велико значение первого шахматного занятия. Именно он может предопределить отношение детей (особенно девочек) к шахматам, а для этого вам нужно привить интерес к новому предмету, зажечь огонек фантазии в глазах ребят. Первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для детей праздником. Готовя его, руководствуйтесь словами К. Ушинского: "Воспитатель непременно должен устроить дело ученья так, чтобы в начале ученья дитя не могло не успеть..."
    Начните первый урок с чтения, а еще лучше с чтения и инсценировки сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Если у вас достаточное количество экземпляров этой книжки-картинки, то дайте каждому воспитаннику по книжке, и пусть они по иллюстрациям следят за вашим рассказом. Если же ни одной книжки-картинки у вас нет, ниже мы приводим текст сказки с пояснениями к инсценированию.

    УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ
    Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.
    И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.
    Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:
    – Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:
    – Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна.
    Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.
    Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч. Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.
    Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался:
    – Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.
    Заранее нарисуйте на картоне и вырежьте Лену, Алена и колдуна. Или вырежьте их из старых, порванных детских книг, журналов и приклейте на картон. По ходу развития сюжета они будут идти, бежать, разговаривать и т. п., это вызывает живейший интерес у детей.
    И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.
    Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.
    Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.
    С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.
    Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.
    Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.
    Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.
    Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится, предложила Лена.
    Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.
    Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.
    Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.
    Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.
    Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.
    Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.
    Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.
    На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.
    Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.
    Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.
    С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.
    Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.
    Здесь можно спросить у ребят: "Как вы думаете, что будет дальше?"
    Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.
    – Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?
    В небе возник лик Чародея:
    – Сила колдуна в его имени... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".
    – "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?
    – Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.
    – Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?!
    – Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!
    Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.
    – Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.
    – Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!
    Сказка кончилась, и воспитатель показывает детям различные шахматные) доски: обычную деревянную доску, маленькую доску от дорожных шахмат. доску, нарисованную на шахматном столике (все, что имеется в наличии у педагога), а затем разворачивает к детям шахматную доску для демонстрационных шахмат, которая до этого стояла лицевой стороной к стене и не привлекала внимания детей .
    Демонстрационная шахматная доска нужна обязательно, иначе воспитателю будет трудно работать.
    Педагог объясняет, что на шахматной доске ведется шахматное сражение. Подчеркните, что шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по шахматному называются ПОЛЯМИ Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.
    Нарисуйте мелом на доске белое и черное (закрашенное поле. Покажите детям заранее приготовленные белые и черные поля, вырезанные из плотной бумаги или картона. Покажите указкой на демонстрационной доске несколько белых и черных полей.
    Обратите внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое – черное – белое – черное...
    Для закрепления элементарного шахматного материала прочитайте детям еще одну дидактическую сказку.
    КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ
    В некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.
    Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.
    – И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.
    Тут котята фыркнули и отвернулись:
    – Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.
    – Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.
    – Белые, – сказал белый котенок.
    – Черные, – сказал черный котенок.
    А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?
    (педагог спрашивает у детей).
    – Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.
    (Учитель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
    А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
    – Они равны, – ответил черный котенок.
    – Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.
    ТАК ЛИ ЭТО?
    – И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
    – У полей круглая, – сказал белый котенок.
    – И у доски круглая, – добавил черный котенок.
    А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?
    – Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.
    Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.
    А ВЫ НИКОГДА НЕ ХВАСТАЕТЕСЬ?
    Вот и вся сказка.
    Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.

    В конце занятия задайте детям три задачи-шутки:
    1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
    2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
    3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
    Категория: Мои файлы | Добавил: antoninastepkina
    Просмотров: 686 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024